Flag Counter
Главная » 2014 » Январь » 30 » Использование элементов ТРИЗ и РТВ в развитии речи младших школьников
17:09
Использование элементов ТРИЗ и РТВ в развитии речи младших школьников
Не первый год разрабатываю программу "Фантазия и словотворчество". Цель которой, активизация и мотивация речевой деятельности и словотворчества в работе в младшими школьниками. Учимся с ребятами придумывать сравнения, метафоры, загадки и т.д., в своей работе использую приёмы развития творческого воображения на основе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) Уверена, что есть учителя, которые тоже это делают. Хотелось бы узнать, какие инновационные приёмы используют другие учителя в работе по развитию речи, как преодолеть уже сложившийся стереотип, будто развивать  речь -значит пересказывать, писать изложения, сочинения. А как это сделать так, чтобы ребёнок ждал такие уроки с нетерпеньем?

Осуществление на уроках словесного творчества идёт через освоение детьми алгоритмов создания собственных  творческих продуктов

Как украсить свою речь метафорами? Нужно просто изобретать их прямо на ходу.  Вот несколько приемов, как обычные расхожие фразы превращать в красочные поэтические.

Технология составления сравнений.

1)    Объект №1

2)    Признак данного объекта( цвет, форма, размер, вкус, звук, температура и т.д.)

3)    Значение данного признака.

4)    Сравнение данного значения  со значением признака в другом объекте.

Например: 1) мяч; 2) по форме; 3) круглый; 4) как яблоко ( солнце, колесо, тарелка) – мяч круглый как яблоко.( одуванчики жёлтые как цыплята, подушка мягкая , как только что выпавший снег и т.д.)

 

Технология составления метафор.

Алгоритм №1.

1)    Что? Кто? ( объект)

2)    Что делает?

3)    На что похоже?

4)    Где находится объект?

5)    Прилагательное №4 + существительное №3=метафора

6)    Составление предложения , текста с использованием метафор

Например: лампочка – домашнее(потолочное) солнце, расчёска – карманные грабли, чайник – кухонный вулкан, будильник – настольный петух, дождь – слёзы(плач) неба, ливень – водопад туч, молния – глаза неба, табуретка – кухонный трон, кран – родник класса, апельсин – сочное(съедобное) солнце, лужа – тротуарное зеркало и т.д.

         Зашёл в школу, утолил жажду из классного родника, начал разбирать спинную телегу. Пропищал школьный комар. Начался урок. Я открыл пасть крокодила, достал ручку и записал….

 Алгоритм №2.

1)    Объект №1 (про него составляется метафора)

2)    Специфическое свойство, признак (вкус, цвет, размер, форма, температура, звук, действие)

3)    Выбор объекта №2 с таким же свойством

4)    Месторасположение объекта №1

5)    Объект №2 +т месторасположение объекта №1

6)    Составление предложения , текста с использованием метафоры

Например: 1) дождь; 2) капает; 3) слёзы; 4) дождь идёт из туч;5) слёзы туч; 6) Осенью тучи часто льют свои слёзы. Слёзы туч были очень грустными и холодными.

1)          часы; 2) идут; 3) пешеход; 4) часы висят на стене; 5) пешеход, который находится на стене; 6) Настенные пешеходы отстают на 5 минут.

1)      трактор; 2) копает(гудит, стальной); 3) крот;4) трактор работает на земле, (в поле, стоит в гараже); 5) крот  в гараже; 6) После трудового дня стальной крот отдыхал в гараже. Полевой крот на ночлег отправился в гараж. Во время уборки стальной крот работал без отдыха.

1) тарелка; 2) круглая; 3) солнце; 4) тарелка на столе ( в кухонном шкафу);      5) солнце на столе в кухне; 6) После обеда все столовые солнышки вымыты и убраны в шкаф.

1) снежинки; 2) ажурные; 3)кружева (паутина);4)снежинки на земле , в воздухе; 5) кружева(паутина) землю, воздуха; 6) С неба сыпались кружева зимы. Всю землю окутала зимняя паутина.                                                                         

 Алгоритм №3.

1)    Объект №1

2)    Действия, которые производит данный объект.

3)    Каждое из слов-действий превращаем в «дразнильное» с помощью суффикса  -лк-

4)    Составление фразы по схеме: «Не…,не…, а …»

Например:  Не ревелка, не стоялка, а продуктосохранялка (холодильник)

                   Не пыхтелка, не свистелка, а чаегрелка.(чайник)

                        Не кромсалка, не ржавелка, а хлебонарезалка.(нож)

                   Не ломалка, не хлопалка, а квартирозакрывалка.(дверь)

                   Не ревелка, не рычалка, а быстродоставлялка.(машина)

                   Не тыкалка,не писалка ,а кругорисовалка.(циркуль)

                   Не  виселка,не смотрелка, а себяотражалка.(зеркало)

                   Не ломалка,не игралка, а прямопроводилка.(линейка)

                   Не кусалка,не рычалка, а весело хвостом вилялка.(собака)

                   Не ломалка, не швырялка, а картофелеубиралка.(лопата)

                                                                                                         Полную версию статьи можно скачать здесь

 

 

Категория: Мастерская учителя | Просмотров: 1561 | Добавил: ЕленаЮрьевна | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]